Экскурсия по храму

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Хотнежа (Волосовский район Ленинградской области) был построен в 1896 г. по проекту известного русского архитектора Николая Никитича Никонова.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы является доминантой церковного архитектурного ансамбля, в который входят – помимо храма – дом священника (который, в настоящий момент, частично, является зданием почты), церковно-приходская школа и дом дьякона (последние два сгорели). Ансамбль храма расположен на левом берегу р. Лемовжи недалеко от места впадения в р. Лугу.

Исторически в приходе Покровского храма состояли село Хотнежа, деревни Большая Хотнежа, Каряч, Лемовжа, Гостятино, Гонкова, Глыбока, Твердята, Подледье, Мазаная Горка (всего на 1899 год: 257 дворов, 758 мужчин, 817 женщин).

Службы в храме продолжались до 1937 года, после службы прекратились, храм был закрыт и не использовался.

В годы Великой Отечественной войны через деревню Хотнежа пролегал Лужский рубеж Ленинградского фронта. В июле-августе 1941 года здесь держал оборону 1-й стрелковый полк 3-й Фрунзенской дивизии Народного ополчения г. Ленинграда. В храме был оборудован военно-полевой госпиталь. Ополченцы стояли насмерть. Последний советский солдат укрылся на храмовой колокольне и вел корректировку наших артиллерийских батарей. Немцы уничтожили его только тогда, когда боец расстрелял весь свой боезапас до последнего патрона. После войны в здании церковно-приходской школы была организована культурно-образовательная деятельность для жителей деревни. Храм же восстанавливать на стали, поэтому здание церкви после войны не использовалось вплоть до 2008 года.

Сегодня возрождается приходская жизнь храма как духовная ось всей прилегающей территории хотнежской округи.

Интересный факт

В настоящее время, в различных источниках, можно увидеть противоречивые данные касательно стиля архитектуры церкви – от псевдорусского до псевдо венецианского. Однако, на самом деле, Н.Н. Никонов в этой постройке использовал элементы разных стилей.  Обычно в таких случаях речь идет об эклектике (смешении стилей) и историзме (использовании разных исторических стилей).

В данном конкретном случае архитектор использует не ярко выраженную стилистику какого-то исторического стиля, а смесь отдельных «неявных» элементов. Такой подход называется ретроспективизм, от слова «ретроспектива» (обращенность в прошлое).

И так, в нашем случае речь идет об эклектичном ретроспективизме, то есть смешении известных в прошлом архитектурных элементов. А именно, башни с барочными люкарнами и палладианского окна.

Святыни Храма Покрова Пресвятой Богородицы

В храме три престола: Покрова Пресвятой Богородицы, святого благоверного великого князя Александра Невского и преподобного Павла Латрийского.

А знаете ли Вы…

  • что храм построен полностью из местных материалов – кирпича на основе глины из девонского месторождения (еще один храм из подобного материала находится в Англии). Глиняный карьер, из которого брали глину для храмовых кирпичей существует и по сей день за деревней Коряча.
  • что из церковной утвари сохранился лишь один колокол, предусмотрительно закопанный одним из жителей у себя в огороде на время гонений.
  • что во время ВОВ в храме был организован военно-полевой госпиталь, а сам храм стал последним оплотом советской армии, бойцы которой, укрывшись в храме, сражались до последнего патрона.
  • что фундамент храма не просел ни на миллиметр по всей длине, не смотря на более чем столетний возраст, артиллирийские обстрелы и 50 лет бесхозяйственности.
  • что благодаря легенде о зарытом в храме золоте, силами многочисленных искателей сокровищ, территория вокруг храма надежно зачищена от снарядов и осколков времен ВОВ.

Секреты храма

Секрет №1. Лесенка башенок.

Вроде бы не хитрый прием «лестница», но он хорошо работает чтобы показать устремленность в небо. 

Секрет №2. Три на три.

Ритмика фасада сформирована опять же «лесенкой» из трех тройных окон. Этот не хитрый прием «три на три» и придает всей композиции ощущение логичности и связности.

Секрет №3. Главный элемент композиции — Палладианское окно.

Ниже представлены три фотографии известных храмов.

Собственно именно палладианское окно — главная выразительная черта церкви в Хотнеже.

Тема трёх арочного окна — так называемого веницианского или палладианского окна распространена в русской храмовой архитектуре. Несложно заметить на фотографии, что палладианское окно особо выразительно смотрится с определенной, отдаленной в перспективе точки и более подходит для загородной архитектуры. Это не случайное замечание. Дело в том, что архитектор 16 века Палладио изучал римские античные виллы и обнаружил этот один из секретов древних. Если правильно соотнести трех арочное окно с окружающей местностью, то возникает определенный зрительный эффект. Именно в честь этого открытия трехчастное окно и стало называться палладианским.

Секрет №4. «Воронихинский купол» с люкарнами.

Еще одним «римским» элиментом является главный купол церкви с люкарнами — круглыми окнами, характерными для барокко. Он напрямую заимствован Никоновым у Воронихина автора Казанского собора, который в свою очередь заимствовал эту идею у римского пантеона.

Хотнежа

Казанский собор, СПб

Наш «гений места».

В основе проекта архитектора Никонова лежат принципы римской, а не византийской архитектуры, удачно трактованные автором в духе эклектичного ретроспективизма и вписанные в местность в соответствии с римским принципом genius loci – «гения места». Этому единению с природой способствует и использование в качестве материала местного кирпича на основе глины из девонского месторождения.